Содержание
SCR система грузовика: назначение, работа и обслуживание
07 December, 2025
Система выхлопаСодержание
Узнайте о SCR системе грузовика, назначении AdBlue, работе дозирующего насоса, признаках неисправности и способах обслуживания для предотвращения проблем.
Разберемся в сути проблемы. В этой статье простым языком объясняется, что такое SCR система грузовика, в чем заключается назначение AdBlue в дизельном двигателе, как работает эта система и как ее правильно обслуживать. Также рассмотрим типичные сбои SCR, причины ошибок и способы их диагностики. Вы узнаете, что делать при поломке системы: ремонтировать или отключить AdBlue, а главное – как предотвратить дорогие неисправности в будущем.
Что такое AdBlue и система SCR?
AdBlue – это 32,5% водный раствор мочевины. Он не является топливом или присадкой, а служит отдельным реагентом для очистки выхлопа. SCR (Selective Catalytic Reduction) – система селективной каталитической нейтрализации выхлопных газов, которая впрыскивает AdBlue в поток выхлопа и превращает вредные оксиды азота (NOx) в безвредный азот и водяной пар. Благодаря системе SCR современные дизельные грузовики соответствуют строгим эко-нормам Евро-5 и Евро-6. Сама технология позволяет значительно снизить выбросы NOx (до 90%), но делает конструкцию более сложной и капризной в обслуживании.
Как работает система AdBlue/SCR
Чтобы понять причины неполадок, полезно знать, как система SCR функционирует в нормальном режиме. Процесс можно описать в нескольких этапах:
- Анализ выхлопных газов и расчет дозы. После выхода из двигателя отработавшие газы проходят через первый датчик NOx. Он измеряет концентрацию NOx, а электронный блок управления (ЭБУ) на основе этих данных (а также нагрузки и оборотов двигателя) рассчитывает оптимальное количество AdBlue для впрыска.
- Подача и впрыск реагента. Дозирующий насос забирает жидкость из бака AdBlue и подает ее к форсунке под давлением ~5 бар. В холодную погоду автоматически включается подогрев бака и магистралей (AdBlue замерзает при около -11 °C). Форсунка распыляет рассчитанную дозу AdBlue в поток горячих выхлопных газов перед SCR-катализатором.
- Химическая реакция. В раскаленных газах мочевина разлагается до аммиака (NH₃). Внутри каталитического нейтрализатора аммиак вступает в реакцию с оксидами азота (NO и NO₂), превращая их в безвредные составляющие: молекулярный азот (N₂) и воду (H₂O).
- Контроль эффективности. На выходе из SCR-катализатора установлен второй NOx-датчик. Он фиксирует, насколько снизился уровень NOx после реакции. Если показатели все равно выше нормы – система сразу выдает ошибку SCR на панели.
Принцип работы системы SCR
Основными узлами SCR являются: бак AdBlue, насосный модуль (с фильтром и датчиками), дозирующая форсунка и SCR-катализатор (каталитический нейтрализатор). Блок управления двигателя координирует работу этих компонентов: следит за показаниями датчиков (NOx, давления, температуры), включает насос и регулирует впрыск реагента для оптимального снижения токсичности выхлопа.
Основные неисправности системы AdBlue
Система SCR эффективна, но весьма требовательна к условиям эксплуатации. Разберем главные причины появления ошибок и поломок AdBlue-системы:
- Некачественный реагент и кристаллизация. Главный враг SCR – плохой AdBlue. Использование раствора с неправильной концентрацией или примесями приводит к катастрофическим последствиям: образуются твердые белые кристаллы мочевины, которые забивают фильтр, форсунку и насос, могут отравить дорогой катализатор. В итоге SCR выходит из строя. ЭБУ блокирует принудительный прожиг DPF, почему не запускается регенерация SCR – двигатель не может провести очистку сажевого фильтра.
- Износ компонентов системы. Даже при использовании качественного реагента со временем могут выйти из строя разные узлы SCR. Например, может перестать работать насос AdBlue (при работе “всухую” из-за пустого бака или общего износа), забиться кристаллами впрыскивающая форсунка (признаки неисправности форсунки AdBlue – белый налет на форсунке, ошибки по дозировке), выйти из строя дорогой NOx-датчик или перегореть нагреватель в баке. В каждом случае электроника зажигает индикатор и сохраняет код ошибки, а мощность двигателя может снижаться во избежание повреждений.
Диагностика неисправностей AdBlue
При возникновении ошибки AdBlue начните с простых шагов. Проверьте уровень реагента в баке и долейте при необходимости. Осмотрите горловину: если вокруг видны белые кристаллы, удалите их (это испарившаяся мочевина). Вспомните, какой AdBlue заливали: некачественная или просроченная жидкость часто становится причиной сбоев.
Если базовая проверка не помогла, обратитесь на СТО для компьютерной диагностики. Специалист считает коды ошибок и проверит параметры системы с помощью сканера, после чего точно определит неисправный узел.
Ремонт или отключение AdBlue
При возникновении серьезных неисправностей перед владельцем встает выбор: чинить систему SCR или отключить ее программно.
Ремонт системы AdBlue возвращает грузовику экологичность – вы соблюдаете закон и без проблем проходите техосмотр, однако это требует значительных затрат и не дает полной гарантии, что через время другая часть системы снова не выйдет из строя.
Отключение системы AdBlue избавляет от ошибок и трат на реагент, в долгосрочной перспективе экономит деньги, но несет риск штрафов и проблем с эксплуатацией (машина становится неэкологичной). К тому же непрофессиональное вмешательство в ЭБУ может негативно сказаться на работе двигателя.
Профилактика и правильная эксплуатация системы SCR
Чтобы система AdBlue служила дольше, важно соблюдать несколько правил:
- Заливайте только качественный AdBlue. Используйте сертифицированный реагент от надежных производителей (с соответствием стандарту ISO 22241). Дешевые аналоги с неверной концентрацией мочевины или примесями вызывают отложения и поломки.
- Не допускайте работы без AdBlue. Следите за уровнем и заправляйте реагент заблаговременно. Если насос начинает качать жидкость “насухую”, он перегревается и быстро выходит из строя.
- Меняйте фильтр AdBlue вовремя. Этот недорогой элемент защищает систему от грязи. Обычно фильтр AdBlue рекомендуется менять примерно раз в 60–80 тыс. км или ежегодно – согласно регламенту обслуживания вашего грузовика.
- Правильная зимняя эксплуатация. В мороз убедитесь, что подогрев реагента исправен. Не разгоняйтесь на непрогретом двигателе: дайте выхлопной системе прогреться, чтобы AdBlue успел разморозиться и начать дозироваться. При стоянке в сильный холод старайтесь держать машину в тепле или используйте автономный подогрев – так вы предотвратите замерзание AdBlue в баке и магистралях.
Как правильно использовать AdBlue
При заправке AdBlue соблюдайте несколько правил. Используйте чистую тару (воронку) и не заполняйте бак до краев, чтобы оставалось место на расширение при нагреве. Пролитую жидкость сразу смывайте с кузова, так как AdBlue агрессивен к краске. Храните реагент в плотно закрытой пластиковой канистре при температуре от +5 до +25 °С (вдали от солнца и сильного мороза). Помните, что у AdBlue ограниченный срок годности (примерно 1 год) – просроченный раствор теряет свои свойства и может выпасть в осадок. Никогда не добавляйте в систему ничего, кроме чистого стандартизированного раствора AdBlue.
Компания Новотрак поможет вам поддерживать экологичность вашего грузовика. Вы всегда можете купить необходимые запчасти для системы AdBlue (датчики уровня, насосы, форсунки и др.), а также подобрать детали для системы выхлопа (катализаторы, глушители, фильтры) в нашем каталоге. Оформите заказ онлайн – и ваш грузовик снова будет в строю!
118
18





